|
Встреча с искусством Бориса Петровича Чернышева В рамках программы «Незабытые имена» известная московская муниципальная галерея «Ковчег» провела с 11 апреля по 14 мая 2006 года выставку замечательного художника Бориса Петровича Чернышёва (1906-1969), в преддверии 100-летия со дня его рождения.
Сейчас нередко приходится слышать, что искусство сегодня не востребовано, оно никому не нужно, кроме самих художников, что оно утратило какие-либо социальные функции, а государство махнуло на него рукой, лишив какой-либо поддержки. Отчасти это правда. Тем не менее, каким-то непостижимым способом подлинное, высокое искусство, одним из образцов которого безусловно является творчество Бориса Чернышёва, пробивается сквозь время и кажущееся забвение и находит своих зрителей. А ряды последних растут от выставки к выставке, которых за последние 7 лет прошло в России одиннадцать благодаря стараниям замечательных музейщиков, искусствоведов, реставраторов Москвы и Истры, Ярославля и Вологды, Твери, Тулы, Пензы и других российских городов, а также - дочери художника Марии Борисовны.
В постепенно складывающейся и проявляющейся грандиозной мозаике отечественного искусства ХХ века творчество Бориса Чернышёва занимает свое место; оно не может быть исключено из этой мозаики, как и не может быть заменено творчеством какого-либо иного мастера. Борис Петрович был большой художественной личностью – цельной, оригинальной, органичной. В нем сочетались традиционность взгляда на смысл и цели искусства - и новизна, своеобразие художественного языка.
Биография художника весьма типична для представителей его поколения: 1927-31-й годы – учёба во ВХУТЕИНе, начало творческого пути; 40-е – участие в боевых действиях на фронтах западного направления, под Кенигсбергом, а затем – война на Дальнем Востоке – Монголия, Манчжурия, Порт-Артур. Затем – возвращение к мирной жизни, творческая работа.
Многостороннее раскрытие таланта Бориса Чернышёва приходится на 50-е – 60-е годы, время, особо благоприятное для развития нашего искусства. В эти годы он создаёт совершенно оригинальные произведения монументального искусства: мозаики с использованием крупных природных камней, придающих изображению фактурность, экспрессию, выразительность; пишет фрески; лепит множество скульптурных миниатюр, поразительно пластичных и подвижных, выявляющих новые возможности столь простого и известного материала, как глина; пишет сотни этюдов, этюдов- картин; занимается гравюрой.
В какой бы технике Борис Петрович ни работал, он обнаруживал, раскрывал и использовал новые, неизвестные свойства того или иного материала. Он обладал каким-то особым, обострённым чувством материала, улавливал органику, пространственные и пластические его качества. Материал им понимался и мыслился не просто как техническое средство достижения цели, но как невычленимая часть, органичный элемент создаваемой художественной реальности.
В живописи он вырабатывает свою, предельно простую и доступную технологию письма. Он использует исключительно водяные краски – акварель, темперу, красочные пигменты, растворяемые и связываемые яичной эмульсией, не исключает и смешанные техники. В качестве основы предпочтение отдаётся грубым тонированным обёрточным бумагам и картону, нередко используются обычные газеты.
Борис Петрович обладал естественным, врожденным чувством гармонии. Можно просмотреть многие сотни его работ, совершенно разных по колориту, состоянию, жанру, но невозможно найти хотя бы случайное дисгармоничной цветовое сочетание.
Мотивом его изображения могло стать всё – самые простые, непритязательные вещи: букет цветов на столе, фигура отдыхающего человека, опушка леса, портрет, и т.д. При всем том главной и постоянной темой его живописи был пейзаж. Это был своего рода никогда не прерывающийся диалог художника с природой.
Все живописные работы Бориса Чернышёва выполнялись им в один сеанс. Выработанная им техника, как и живопись по сырой штукатурке, исключала возможность повторного сеанса. Такой метод работы требовал лаконичности, предельной точности и ясности художественного высказывания.
Одной из причин использований бумажной основы было отсутствие средств на добротные, но дорогие материалы. Другой, может быть, более существенной, было отношение к художественным качествам материала: восприятие изобразительной поверхности как среды, активно взаимодействующей с цветом, помогающей выстроить пространственную сложность изображения. Иногда он оставлял нетронутыми или слегка записанными участки бумаги или газеты, заведомо включая этот эффект в художественную структуру изображаемого. Естественность и непосредственность выражения художественного импульса, столь свойственные его темперной живописи, сродни выступлению актёра, рассчитанного не на вечность, а на данный момент, и, как и для актера, именно данный момент и является соприкосновением с вечностью – о какой-либо иной вечности он вряд ли задумывался.
Из-за камерных размеров помещения галереи на выставке была представлена лишь небольшая часть живописного творчества Бориса Чернышёва – акварели и этюды, выполненные темперой. Основная же сфера его деятельности протекала в русле монументального искусства. Остается надеяться, что планируемая Третьяковской Галереей юбилейная выставка произведений Бориса Чернышёва откроет и другие жанры и грани его творчества
Борис Петрович был несомненно, как принято сейчас говорить, личностью харизматической. Подобно магниту он притягивал к себе людей разных возрастов и положений в художественной иерархии. В его небольшой мастерской еженедельно (с 1963 по1968г.) по средам вечерам набивалось до 15-16 человек на трехчасовые занятия набросками, которые организовывались вскладчину. Сюда приходили коллеги Бориса Петровича по монументальному цеху, и уже известные художники, и студенты, в основном, Полиграфического института. Он был в полном смысле душой этих творческих вечеров: никого никогда не поучал, легко шутил, никому не позволял чувствовать себя зависимым или не равным ему. Его высоко ценили как художника, искренне любили, в чем-то подражали, а он все это умел как-то не замечать. На вопросы отвечал легко, просто, кратко, как в своем искусстве. Иногда приводил слова своих учителей по ВХУТЕИНу – К.Петрова-Водкина, В.А.Фаворского, Л.А. Бруни, Н.М. Чернышёва, П.В. Кузнецова, Н.М. Удальцову, причем упоминал их имена или рассказывал о них с большим уважением. Сам же он, безусловно, оказал влияние на таких художников, как Т. Шиловская, А. Лукашевкер, А. Слепышев, А. Корноухов, Е. Мунц, В. Савиных, Н. Шелягина и ряд других талантливых и высшей степени достойных мастеров.
На открытии выставки все, кто знал Бориса Петровича, а выставочный зал в тот вечер был абсолютно переполнен, пережили неподдельное волнение. Это была встреча с очень близким и дорогим человеком, художником, старшим другом. Поневоле вспомнились пушкинские слова - «душа в заветной лире»; она присутствовала здесь, в работах. Это была встреча с тем самым человеком, у которого многие из нас учились, которого любили, которым восхищались. И может быть, самая большая радость для нас – видеть восторженную реакцию молодых художников и студентов, делающих для себя открытия в процессе знакомства с замечательным искусством Бориса Петровича Чернышёва.
Большое искусство, как и прежде, востребовано. Оно продолжает жить достаточно интенсивной, но тихой жизнью, отделяющей подлинное от эрзаца, высокое от пошлого, талантливое от коммерческого. И прекрасная программа, осуществляемая галереей «Ковчег» - выразительное тому подтверждение.
Ю.И. Чувашев. Профессор Государственной Академии полиграфии. Май 2006г.
|
|
|
|
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
25.06.2024
РАСПОРЯЖЕНИЕ о передаче показаний счетчиковЧитать или Скачать
ПОРТФОЛИО для вступающих в ТЖ художниковСкачать
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 12.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00
Выставочный план Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 2024 год
(1-ая Тверская–Ямская, 20)
25.12.2023г - 13.01.2024 г – Рождественская выставка
15.01 – 27.01.24г – персональная выставка Стеняевой О.Ю.
29.01 – 10.02.24г – персональная выставка Помелова Ф.В.
12.02 – 24.02.24г – персональная вставка Ткаченко И.П.
26.02 – 09.03.24г – групповая выставка: Атоян , Балаян, Ованесов, Сафарян, Таждинов.
11.03 – 23.03.24г – выставка творческого наследия Затуловской Р.С., к 100-летию со дня рождения
25.03 – 06.04.24г – «Портрет». Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Кураторы выставки: Иванов А.Н., Стекольщиков А.В., Лотова В.
08.04 – 20.04.24г – персональная выставка Окиташвили В.Ш.
22.04 – 04.05.24г - персональная выставка Стрелкова Д.П.
06.05 -18.05.24г – выставка творческого наследия Толстого О.В.
20.05 – 01.06.24г – персональная выставка Рыбниковой О.Н.
03.06 – 15.06.24г – персональная выставка Моисеева Е.И.
17.06 – 29.06.24г- выставка Фролова П.С. и творческого наследия семьи: Фролова Л.П., Толкач П.Н., Шибанова Е.П.
01.07 – 24.08.24г – Летняя выставка. Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Куратор выставки Грошев П.И.
26.08 – 14.09.24г – выставка ко Дню города. Кураторы выставки: Попков Ю.Н., Андрианов А.В.
РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать
СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%.
Выполняем работы любой сложности.
Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20
Галерея живописного искусства, 0-й этаж.
Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников.
Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями.
тел.: 8 906 732 24 18.
Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны»
Смотреть
ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:
"Мир детства". ЦДХ
"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20
"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11
Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20
Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20
ВИДЕОСЮЖЕТЫ:
Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012
Видеорепортажи с наших выставок
СТАТЬИ:
Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...
Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 300 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.
Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...
Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников,
Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)
Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25
30.09.2024
Мария Наумова. «Луч света» // Москва
С 14 по 26 октября 2024 года в Галерее живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, 20 будет идти выставка Марии Наумовой "Луч света". Зритель, впервые посетивший
далее
07.10.2024
Зуев Сергей Владимирович (Sergey Zuev) // Каталог
Член Московского Союза Художников. Участник российских и международных выставок, в том числе персональных выставок в Центральном доме художника, Брянском областном
далее
|
ОПРОС |
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
|
ПОДПИСКА |
Ваш e-mail:
|
ССЫЛКИ |
|