НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


ВЫСТАВКИ


КОHТАКТ

Адреса

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:

















Московские Живописцы



Борис Петрович Чернышев. Статья Л.И. Острецовой. 1965 г.


Более четырех десятилетий работает в искусстве художник-монументалист Борис Петрович Чернышев. Образный мир его произведений входит составной частью в жизнь современных архитектурных ансамблей и комплексов, наполняя их строгие формы поэзией и музыкой.1

Родился Борис Петрович в семье служащего в 1906 году. Склонность к изобразительному искусству, проявившаяся еще в детские годы, приводит его в 1927 году во ВХУТЕИН.

Это время становления советского монументального искусства. Перед художниками открыта возможность непосредственного разговора языком своих произведений с самыми широкими кругами зрителей. Произведения искусства занимают фасады домов, площади и улицы городов. Эта возможность привлекает Чернышева. И именно поэтому первыми работами художника по окончании института становятся произведения монументальной живописи, которые он создает на Государственном Люберецком заводе сельскохозяйственного машиностроения: сграффито на фасаде механического цеха, прославляющее торжество освобожденного труда, и фреска «Демонстрация на Красной площади».

Индивидуальность автора сказалась уже в первых работах. Раскрывая темы большого общественного звучания, Б.П. Чернышев стремится избежать ложной патетики и помпезности, он идет по пути создания образов, полных лиризма, внутреннего спокойствия и задушевности.

С 1935 по 1941 год Борис Петрович Чернышев выполняет росписи шлюзовых будок канала «Москва-Волга», интерьера административного корпуса ВСХВ, панно «Положение женщины в Советском Союзе» для Гострудпрофилактория, роспись фасада жилого дома по Оружейному переулку на тему «Дети». Автор создает эти работы с учетом архитектурной среды. Поиски современного стиля монументальной живописи, соответствующего новой архитектуре, начало которым было положено этими работами, характеризуют все творчество художника в дальнейшем.

В годы Великой Отечественной войны Б.П. Чернышев находится в действующей армии.

В 1946 году художник вновь обращается к проблемам синтеза архитектуры, монументальной живописи и скульптуры. В течение ряда лет он принимает участие в качестве макетчика в проектировании высотного дома на Смоленской площади (архитекторы В.Г. Гельфрейх и М.А. Минкус), Дворца культуры и науки в Варшаве (архитекторы А.А. Великанов, И.Е. Рожин, Л.В. Руднев, А.Ф. Хряков). Работы непосредственно над проектом развили глубокое понимание архитектуры, умение чувствовать природу форм, объемов, гармонии.

К шестому Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве художником были созданы два мозаичных панно: «Юноша с Огненной земли» и «Девушка с Маркизских островов» из серии «Гости фестиваля в Москве» на здании Зеленого театра в ЦПКиО им. Горького (арх. Ю.Н. Шевердяев). В исполнении принимала участие группа студентов Архитектурного института. В силу широты трактовки автором идейного замысла, панно явились единственными произведением монументального искусства, сохранившимися до настоящего времени с того памятного события.

Секрет многих творческих удач Б.П. Чернышева объясняется его любовью к самому материалу. Для каждой мысли, каждой темы он умеет найти соответствующую технику. Нередко сам материал вносит коррективы в характер образного воплощения замысла художника, что особенно ярко выражено в его мозаиках из естественного камня.

Идея создания мозаичных работ из натурального камня крупного модуля зародилась у Бориса Петровича в процессе исполнения мозаичного панно «М.И. Кутузов» для Московского метрополитена по эскизам П.Д. Корина. В дальнейших самостоятельных работах художник уделял ей все больше и больше внимания. Почти во всех произведениях Б.П. Чернышева последних лет встречается применение мозаики из натурального камня с цементом. Техника кладки резко отличается от классических мозаик: римской, равеннской и флорентийской, где материал строго подчиняется заранее созданному рисунку. Чернышев кладет камни свободно, с большими интервалами. Он умеет найти место каждому камню, заставляя звучать его фактуру и цвет. В произведениях художника материал как бы сам непроизвольно строит форму. Желая еще больше усилить этот момент, автор нередко энергично подчеркивает силует глубоким рельефом.

К мозаикам, выполненным из естественного камня с применением рельефа, следует отнести композицию «Москва» на фасаде дома № 43 по Ленинградскому проспекту в Москве (арх. А.Д.Меерсон и Е.В.Подольская), мозаику на пилястрах Дома пионеров на Миусской площади (арх.К.О.Шехаян), которая была осуществлена бригадой художников в составе В.А. Гридина, А.Ф. Корноуховой, А.Д. Лукашевкер, Б.П. Чернышева и Т.А. Шиловской. В технике мозаики с применением естественной местной гальки выполнена роспись холла пансионата Президиума Верховного Совета СССР в Крыму, турбазы ЦДСА в Кудепсте. Оба объекта созданы Б.П. Чернышевым совместно с художницей Т.А. Шиловской. Их творческое содружество началось с работы над панно «Искусство», которое находится в настоящее время во дворе жилого дома художников по улице Усиевича в Москве2. На фасаде того же дома3 установлен фрагмент мозаики «Тамара», созданный Б.П. Чернышевым в процессе работы над панно к проекту памятника М.Ю. Лермонтову.

Художник последовательно продолжает поиски современного стиля монументальной живописи. Сохраняя лирическую настроенность и музыкальность ранних композиций, автор отказывается от излишней детализации. Художественный язык его произведений становится лаконичным, образы – обобщенными, художник стремится проникнуть в сущность явлений. Все это отвечает тем требованиям, которые современная архитектура предъявляет монументальной живописи. Вот почему произведения Б.П. Чернышева так гармонично существуют в архитектуре.

Наиболее значительными работами художника в монументальной живописи являются мозаики для пансионата на Клязьминском водохранилище: «Мужество», «Грация» и «Юная», нашедшие место в экстерьере; «Весна», «Индия», «Дубовый листок» и «Композиция»,/а также - «Девушка с золотыми волосами» - М.Ч./, установленные в холлах отдельных корпусов и в зимнем саду (архитекторы В.М. Гинзбург, Л.В. Карлик и А.Д. Меерсон).

В этих работах нашли наиболее полное выражение отличительные черты творческого метода художника: философский подход к раскрытию темы, прекрасное владение техникой и учёт окружающей среды. При создании произведений для /пансионата./ Клязьминского водохранилища, как и во всем творчестве, Борис Петрович Чернышев обращается к традициям древнерусской монументальной живописи.

В настоящее время художник работает над большими эпическими композициями «Россия», «Земля и люди». Темы близки ему глубокой философской направленностью и гуманизмом. В работах последних лет автор вновь обращается к технике фрески, которую он теперь сочетает с мозаикой и рельефом.

Произведения Бориса Петровича Чернышева в области монументальной живописи не могут дать полного представления о художнике. Музыкальность и поэтическая настроенность, звучащая в больших композициях, не менее ярко проявляются и в станковых работах, носящих более камерный характер. Б.П. Чернышева привлекают скульптура, живопись и графика. Излюбленный материал художника в скульптуре – глина, в рисунках – карандаш и уголь, в этюдах – акварель и темпера. Живописные произведения написаны широко, в свободной манере, акварели мягки и прозрачны. Многочисленные пейзажи, портреты и натюрморты, созданные Б.П. Чернышевым, говорят о нем как о тонком колористе.

Канд-т иск. Л.И. Острецова.

Борис Петрович Чернышев (1906.6 авг.-1969.25 янв.)
1906. Родился в деревне Городищи Осеевской вол. Богородского уезда
Московской губ. Теперь это пос. Свердловский Щёлковского р-на Московской области. Был
шестым из семи детей в семье служащего Петра П.Чернышёва.

1914-1918. Начальная школа в д. Анискино.

1918. Семья переехала в Пензенский уезд Саратовской губернии.

1925. Окончил среднюю школу в г. Кузнецке Пензенского уезда. Работал сельскохозяйственным рабочим, учителем, культпросветорганизатором, завед. избой-читальней, директором начальной школы.

1927-1930. Учился во ВХУТЕИНЕ, на текстильном, затем живописном факультете у Н.Удальцовой, Л. Бруни, В. Фаворского, П.Кузнецова, И.Истомина.

В 1930-м переведён в Академию художеств в Ленинграде и в 1931-м окончил её как живописец-монументалист, диплом писал под рук. К.Петрова-Водкина и Ф. Киплика.

1931-1935. Художник, в разных организациях Москвы. Фрески и оформительская работа.

1935-1936. Художник Трудпрофилактория на 2-й Мещанской. Роспись, фрески и сграффито. Ездил в Ферапонтово.

1936-1947. Художник в Мастерской монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. Росписи на различных объектах Москвы, на ВСХВ. Занимался монументальной и станковой живописью (писал маслом и акв.), скульптурой, рисовал.
1941, 5 авг. – 1946, 17 марта – рядовой Советской Армии. Участвовал в боях под Тулой (осень1941г.), в частях Ш Белорусского фронта под Кенигсбергом (Зеерапен, Гумбиннен, Инстербург, Пиллау весной 1945г.) и в войне с Японией в 1945-1946г. В составе армии прошёл пешком от Улан-Удэ через Монголию, Гоби и Чахар, Хинган в Порт-Артур. Много рисовал и писал темперой и акв. по бумаге. В запасных частях (1942-43г. в Поволжье, Алабино) начал писать по газете, делал фрески, сграффито, оформления казарм и др. Писал темперой и рисовал, занимался скульптурой в глине.

За участие в военных действиях награждён Орденом СЛАВЫ Ш степени, медалями «ЗА ОТВАГУ», «ЗА БОЕВЫЕ ЗАСЛУГИ», «ЗА ВЗЯТИЕ КЕНТГСБЕРГА» и другими

1946-47г. Художник в М.Т.Х.

1948-1952 .Архитектор-скульптор в Моспроекте, в группах В. Гельфрейха (Высотный дом на Смоленской пл.) и Л. Руднева (ДКН в Варшаве)
1952-1966. Художник в КДОИ.В 1958 вступил в МОСХ.С 1966 пенсионер.

Преподавал: 1937-1941г. – в МАРХИ, в 1948г. в худ-ремесл. училище №64 и в 1958-1961г.- в Суриковском институте технику монументальной живописи.

С конца 1940-х занимался мозаикой, писал фрески, сграффито, занимался скульптурой в глине, писал темперой и акв. по бумаге, рисовал, в конце 1950х занимался линогравюрой и энкаустикой.

Персональные выставки: 1967 (при жизни), 1990, 1999-2006 -13 персональных выставок в
центральной России. 2007. Персон. выставка в ГТГ. Произведения находятся в более чем 30 музеях России и множестве частных коллекций в России и за рубежом.

Похоронен на родине, в пос. Свердловский Щёлковского р-на Моск. обл. Был женат
на художнице Наталии Петровне Ефименко (1908-1989), имел троих детей.


 





Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
25.06.2024
РАСПОРЯЖЕНИЕ о передаче показаний счетчиковЧитать или Скачать

ПОРТФОЛИО для вступающих в ТЖ художниковСкачать

Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 12.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00

Выставочный план Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 2024 год (1-ая Тверская–Ямская, 20)

25.12.2023г - 13.01.2024 г – Рождественская выставка
15.01 – 27.01.24г – персональная выставка Стеняевой О.Ю.
29.01 – 10.02.24г – персональная выставка Помелова Ф.В.
12.02 – 24.02.24г – персональная вставка Ткаченко И.П.
26.02 – 09.03.24г – групповая выставка: Атоян , Балаян, Ованесов, Сафарян, Таждинов.
11.03 – 23.03.24г – выставка творческого наследия Затуловской Р.С., к 100-летию со дня рождения
25.03 – 06.04.24г – «Портрет». Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Кураторы выставки: Иванов А.Н., Стекольщиков А.В., Лотова В.
08.04 – 20.04.24г – персональная выставка Окиташвили В.Ш.
22.04 – 04.05.24г - персональная выставка Стрелкова Д.П.
06.05 -18.05.24г – выставка творческого наследия Толстого О.В.
20.05 – 01.06.24г – персональная выставка Рыбниковой О.Н.
03.06 – 15.06.24г – персональная выставка Моисеева Е.И.
17.06 – 29.06.24г- выставка Фролова П.С. и творческого наследия семьи: Фролова Л.П., Толкач П.Н., Шибанова Е.П.
01.07 – 24.08.24г – Летняя выставка. Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Куратор выставки Грошев П.И.
26.08 – 14.09.24г – выставка ко Дню города. Кураторы выставки: Попков Ю.Н., Андрианов А.В.


РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать

СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%. Выполняем работы любой сложности. Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20 Галерея живописного искусства, 0-й этаж. Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников. Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями. тел.: 8 906 732 24 18.

Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны» Смотреть



ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:


"Мир детства". ЦДХ

"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20

"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11

Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20

Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20

ВИДЕОСЮЖЕТЫ:


Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube

Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012

Видеорепортажи с наших выставок

СТАТЬИ:


Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...

ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:


Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 300 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25


30.09.2024
Мария Наумова. «Луч света» // Москва
С 14 по 26 октября 2024 года в Галерее живописного искусства на 1-й Тверской-Ямской, 20 будет идти выставка Марии Наумовой "Луч света". Зритель, впервые посетивший… далее

07.10.2024
Зуев Сергей Владимирович (Sergey Zuev) // Каталог
Член Московского Союза Художников. Участник российских и международных выставок, в том числе персональных выставок в Центральном доме художника, Брянском областном… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Написать письмо