НОВОСТИ


О HАС


ХУДОЖHИКИ


СТАТЬИ И ПРЕССА


ГАЛЕРЕЯ


КОHТАКТ

Поиск: [В начало]
[Карта сайта]
[E-mail]





Наша страница на facebook

Московские живописцы на FB

Содружество художников МСХ на facebook

Московский Союз Художников

Союз Художников России

Академия художеств

Монументальное-декоративное искусство МСХ

maslovka.info

Декоративные искусства МСХ

Информационные
ПАРТНЕРЫ:


















Московские Живописцы



Статья Владимира Татаринова о живописи В.М. Диффинэ-Кристи.


Трудная, наполненная творчеством и разочарованиями жизнь, долгий путь к неясной цели и длинный шлейф из живописных работ, похожий на флёр за которым в глубине можно увидеть другой, созданный художником мир, несущий в себе радугу, благую весть и обещание Рая.

Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи вышла из плеяды молодых художников, родившихся после революции. Жизнь многих из них оборвалась в 40-е годы ХХ века. Эстетические принципы, понимание сути искусства живописи приняты и усвоены от художников – экспериментаторов начала ХХ века. В искусстве живописи Диффинэ-Кристи совершенствовалась в глухие и тяжёлые для отечественного искусства 40-50-е годы. И чем упорнее художник преодолевала неблагоприятные внешние обстоятельства, тем более крепким, убедительным и жизнеспособным становилось её мастерство.

В 60-х годах так называемый «суровый стиль» стал главенствующим в советском искусстве и лёг в основу эстетических программ многих молодых художников. Разительным был контраст живописи Диффинэ-Кристи этому направлению –с её тонким лиризмом, хрупкими и изящными цветовыми гармониями. После увлечения живописью Константина Коровина с её дионисийской вакханалии цвета, в которой художники 30-40х годов обретали внутреннюю свободу и возможность самовыражения, художники 50-60х годов вновь открывали для себя живопись французских импрессионистов.

От жизни 40-х, 50-х, 60-х, 70-х годов, от облика людей, от моды, архитектуры, стиля предметно-пространственной среды этого времени художник оставила только живописно - пластические образы, больше связанные с историей искусства, чем с историей страны и ушедшем временем. Имя Диффинэ-Кристи не стало христоматийным, но без знания её творчества наше представление о процессах, происходивших в советском и российском искусстве во второй половине 20 и начале 21 века, было бы неполным.

Понять суть почти стихийных живописных образов Валентины Диффинэ-Кристи можно процитировав высказывание Анри Перрюшо о творчестве более рационального и логичного художника Жоржа Сёра: «Вырванные из хрупкого и зыбкого мира живых существ, они оказались брошенными в абстрактный мир, существующий вне времени. Обретя чистоту, их формы, в конечном счёте, становятся не более чем формами: они соотносятся, перекликаются друг с другом, будучи тесно связанными между собой. Нельзя изменить ни одну деталь не изменив целого» (Анри Перрюшо).

«Линия – это контур реального, а цвет не более чем мираж» - говорил художник Жак Луи Давид. В изобразительном искусстве конца 20 начала 21 века, во многом эклектичном, принципы искусства французского классицизма утратили основополагающее значение. Диффинэ-Кристи художник постимпрессионизма и отчасти постмодернизма, в котором происходит замена «физики» образа его эстетикой. Она почти отказалась от контура или старательно его избегала, как можно избегать рамок-ограничений вообще, а в изобразительном искусстве в частности. Ткань живописи бесконечна, но мы вынуждены ограничиваться её фрагментами, учитывая размеры нашего жилища или выставочного зала. Подтверждением может быть высказывание самой Валентины Михайловны: «В живописи не существует контуров. Границы и предметы определяются только сочетанием красочных пятен цвета, объектов живописи. И отношения между ними очень точны, и нужно особое усилие, чтобы постоянно видеть, как сочетаются цвета во всей композиции одновременно. Работая, нельзя допускать случайного или придуманного цвета». «Придуманный» это, по-видимому, фальшивый цвет, как неверно взятая нота. Живописный «беспорядок» Диффинэ-Кристи всегда организован и подчинён логике цветовых гармоний, её живопись освобождена от «геометрических цепей», которые делали бы её тяжёлой и неодушевлённой. Это живопись 21 века, но без постмодернистического отказа от идеи глубины. Концептуальное, актуальное искусство, как было не мной замечено, не называют живописью.

Её искусство не столько создание эстетически выразительных форм, сколько овладение пространством, наполненным цветом и светом. Характер пространства картин художника камерный и даже интимный. Цель её живописи – невидимое, незамечаемое - то, что, наверное, составляет душу изображаемого предмета, ландшафта… Живопись Диффинэ-Кристи всегда одушевлена, но зависима от степени воодушевления, с которым она работает над картиной.

Её живопись световыми вспышками, сгустками света и цвета перьями жар- птицы разлетелась по многим провинциальным музеям. Две картины оказались в Художественном музее города металлургов с мрачноватым названием Череповец и были преподнесены в дар Иваном Хотинским наследником Валентины Михайловны. В небольшом зале Художественного музея, который используется для кратковременных экспозиций, была организована выставка произведений Валентины Диффинэ-Кристи. Музейщики не скрывали: еще несколько лет назад пополнение фондов рядом картин не стало бы поводом для торжественной презентации. Коллекции увеличивались систематически, в том числе проводились закупки полотен у художников и их потомков. В последние годы источник пополнения один — дарение. А это бывает не так часто. Выставка вызвала живейший интерес у зрителей, особенно у студентов череповецкого художественного училища им. В.В. Верещагина и кафедры изобразительного искусства Череповецкого государственного университета. По поводу этого события была проведена пресс-конференция, на которой присутствовали чиновники департамента культуры, известные череповецкие художники Д.В. Медведев, В.А. Шагинов, А.М. Шебунин, сотрудники музея, любители изобразительного искусства. Спонтанно возник вопрос о создании в городе художественной галереи, в которой можно было бы на достойном, современном уровне представить современную живопись.

Для сообщества художников, искусствоведов и любителей изобразительного искусства города Череповца живопись Диффинэ-Кристи, её цветовые симфонии и ноктюрны стали откровением художника, отказавшегося от передачи материального ради сочинения музыки цветом. Художник пишет миражи созвучные музыке композиторов-импрессионистов. Диффинэ-Кристи русский и европейский художник XX-XXI в.

Она представительница малоизученного течения в истории советской живописи 50—60х грдов ХХ в. В юности ученица Сергея Герасимова, любившая живопись Константина Коровина, а в период расцвета своего таланта разделявшая художественно – стилистические взгляды Клода Моне и Эдуара Вюйара, Диффинэ-Кристи, обладая даром тонкого колориста и воспринимая окружающий мир как изменчивую субстанцию полную поэзии, долгое время оставалась в тени так называемого «сурового стиля».

Многие художники в 60-70-х работали для души и для заработка, и зачастую это была двойная жизнь с противоположными творческими результатами. Валентина Михайловна, создавая портреты своих современников - простых тружеников и героев труда, всегда оставалась прежде всего живописцем и решала главные для себя задачи, связанные в первую очередь с цветом и пространством. Объект для Диффинэ-Кристи был поводом для живописи и собственного высказывания по поводу объекта, и неважно что это было: пейзаж, натюрморт или портрет. Если положиться на постулат, что в живописи помимо цвета и фактуры важную роль играет тон, то под кистью художника рождались произведения с изящными мягкими гармоничными (растяжками) градациями тона. Линия у неё - неясный призрачный контур реального, цвет иногда конкретен, иногда не больше чем мираж. Не предмет, а пространство, наполненное цветом – главное в живописи для Диффинэ-Кристи. Точнее они равноценны. Пространство, как окружающие обстоятельства, создаёт предмет, а предмет обуславливает, определяет каким должно быть окружающее пространство. Всё вместе это единое гармоничное целое, называемое образом. Изучать следы движения кисти, создающей сложные лабиринты на холсте не менее увлекательно. Это помогает понять конструкцию пространства.

Образ у Диффинэ-Кристи рождается из света и растворяется в свете. Работы Валентины Михайловны последних лет - словно предчувствие того самого света в конце туннеля, который встречает человека на исходе жизни. Свет и цвет единая субстанция из которой рождаются зыбкие образы. Она заглядывает в тёмные глубины материи, чтобы высветить и выявить гармонию её глубинных пространств. Художник отказывается от «телесности» тем самым отказываясь от «смерти» объекта изображения. На холстах Диффинэ-Кристи изображена жизнь вечная. Так, по всей вероятности, возникла серия её работ «Белое на белом».

Валентина Михайловна не запечатлевает, она переносит из нашего живого мира не сущность, но образ, не физические характеристики, а импрессионистические, впечатления не натуралиста, а художника. Художник наполняет пространство холста своими, свойственными только Диффине-Кристи, душевными и поэтическими состояниями.

В её картинах нет предметов, которые можно описать как некий материальный объект, порой им затруднительно дать название - это скорее знаки предметов.

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».


Невозможная и неблагодарная задача описывать живописные работы художника - всё равно, что прозой пересказывать поэзию, оставляя от поэтического шедевра одно содержание.

Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи деликатный, интеллигентный человек, наверное не очень приспособленный к современной ей жизни, была удивительно твёрдой и последовательной в том, что касалось её искусства и профессии. До последних лет своей долгой жизни она сохраняла работоспособность и преданность искусству живописи.

Владимир Татаринов


Об авторе:

Владимир Иванович Татаринов -

искусствовед, художник, член СХР,

член международной ассоциации искусствоведов (АИС),

хранитель музейных фондов Череповецкого

музейного объединения







Быстрый переход:






НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ
06.10.2017
Выставочный зал РОО "Товарищества живописцев МСХ" на 1-й Тверской-Ямской, 20 работает в будни и в выходные дни. Часы работы Выставочного зала и галереи: пн. - пт. с 10.00 до 19.00 сб. - вс. с 10.00 до 17.00
+7 (499)251-51-08


Смотрите 3D экспозицию выставки Яны Поклад в Выставочном зале "Товарищества живописцев МСХ"


20.02.2016 Дорогие члены Товарищества живописцев МСХ!

Напоминаем вам, что все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 200 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.

23.08.2015 Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube


20.08.2012
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой

в Переславле-Залесском в октябре 2012

Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...

Уважаемые художники Товарищества живописцев, для участия в Виртуальных выставках обращайтесь exibvirtual@mail.ru

Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...



Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...

Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников, Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)

Видеорепортажи с наших выставок

Вниманию художников членов ТЖ МСХ
Издательство Живопись-Инфо собирает материалы для издания томов энциклопедии. 1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25





22.10.2017
"К родным берегам" // Мир
С 1 по 30 ноября в Историческом музее города Кричева пройдёт юбилейная выставка живописи Яны Поклад. В экспозицию войдут около 20 работ в жанрах пейзаж, натюрморт… далее

21.10.2017
Лотова Варвара // Каталог
Родилась в 1982 году в Москве. В 1999 году окончила МАХЛ РАХ им. Н.В. Томского в 2005 году - МГАХИ им. В.И. Сурикова в 2008 - Творческую мастерскую Российской… далее


ОПРОС
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
6 картин
12 картин
20 картин
30 картин

ПОДПИСКА
Ваш e-mail:



ССЫЛКИ






  Тел.: +7(903)7306465 | Написать письмо