|
Илья Пономарёв "Миновав мгновенный свет" Статья о живописи В.М. Диффине-Кристи Мазок проникает полотно, - так небо проникает густую зыбкость чащобы. И на наречии просветов и вспышек – на проникновенном наречии – рассказ. Рассказ о том, как незримое парит над видимым. О том, как хрусталик глаза, не заснув, пробуждается в облике ожившего агата или опала.
Валентина Михайловна Диффинэ-Кристи (1918 – 2010) - художник собственных интонаций, собственного стиля письма. Ученица Н.П. Крымова и К.Ф. Юона, супруга рано ушедшего из жизни мастера Евгения Диффинэ (1914 – 1928), она начинала свой путь в период, неблагосклонный к импрессионизму с его непосредственной передачей цвета. «Суровый стиль», воцарившийся в послевоенном советском искусстве, требовал нерасплывчатых твёрдых форм; тектонической, весовой выразительности – потому работы, где материя была способна пропасть ради цвета, подверглись критике, а их автора на некоторое время исключили из института. Однако, словно бы не замечая эпоху, живописец создавала произведения именно так, как видит человеческий глаз, - а не так, будто перед ней являются замкнутые в пространстве статуи. Возможно ли представить, что рабочие с картин В.М. Диффинэ-Кристи шестидесятых-семидесятых годов затворены в собственных телах, позах и настроениях? Нет: уже здесь мы наблюдаем неотрывные от световоздушной среды, хотя и ясно показанные фигуры – наблюдаем людей, которых сложно вместить в контуры даже визуально, не то что идеологически.
Сочетая искристую цветовую поэтику своего учителя Константина Юона и идущие ещё от русского импрессиониста Константина Коровина подвижность и многокрасочность мазка, В.М. Диффинэ-Кристи пребывала в постоянном поиске внутренней динамики произведения. Пусть и кажется, что даже самая напряжённая картина обязана отражать застывшее мгновение – художница решилась продемонстрировать обратное. Густо и под различным наклоном укладывая масло, она превращает каждый цветовой слой в динамический рельеф, в срез света. Свет становится возмущением, драмой настоящей, вплоть до тактильных ощущений – потому что борозды этого света то выступают из холста, то объёмными линиями странствуют по картине в соответствии с авторским замыслом. Так, «Игра на балалайке» 1964 г. оказывается не столько слепком неуловимого мгновения (по заветам импрессионистов), сколько повествованием о непринуждённом сгущении пластики, слуха – а значит, и повествованием о музыке.
Всякая картина В.М. Диффинэ-Кристи – замершая колористическая гармония единого, куда, по словам автора, не должно входить ни капли «придуманного цвета». Однако свободно написанный воздух, на первый взгляд скованный моментом, умеет молчать, трепетать, торжествовать... Воздух звучит и там, где воздуха схвачен тогда, - в ту секунду и в том состоянии, - когда он повстречался живописцу. Образ передаётся зрителю как событие, которое необходимо пережить, пробираясь сквозь время… Глаз должен прочувствовать завязку, развитие действия, кульминацию – находится ли перед зрителем пейзаж, раскрывающий огромные расстояния, как «На Кавказе» (1959 г.), или нечто камерное, как «Портрет художника» (1976 г.).
Цвет и время – как понятия – сначала сближаются, а после соединяются в рамках творческой манеры художника. Замечая мгновенные переходы тона, но сдерживая яркость и насыщенность отдельных участков полотна, В.М. Диффинэ-Кристи позволяет взгляду медленно «входить» в изображённую действительность, угадывать потаённый – и вскоре уже ясно различимый – цвет. Здесь, конечно, исчезает «мгновенность» импрессионизма: фиксируется то движение взгляда во времени, из которого вырастает неповторимое ощущение каждой вещи – её образ.
«Я так вижу», - мастер явно не произносила эти слова в значении: «Я так себе представила»; ведь мы, затрачивая секунды или минуты на узнавание предметов, людей, мест, будто создаём картину наоборот – в итоге обнаруживая достаточно определённый, без искажений и вымыслов, мир: и наш, и иной сразу. Не случайно поздний этап поисков и работ автора именуют «белое на белом» (по одноимённой серии картин) - сквозь залитые внешней белизной полотна живописец демонстрирует внутреннее и полнозвучное – идеальное - бытие («Зима. Пачево»). Причина белизны отчасти символична: художница, чья сестра Евгения Кристи работала реставратором северной русской иконописи, по-своему развивает идею Фаворского света – потусторонней ярчайшей красоты, могущественной настолько, что и земная реальность начинает сиять под её воздействием. Как лица святых освещаются мазками-пробелами, так и идеальные образы В.М. Диффинэ-Кристи наполняются блеском – они сакральны в авторском, уникальном смысле: сакральны, потому что через них прошло время автора или зрителя.
О чём же – «Свет и воздух»? Не о схваченном мгновении, нет – и не о концепциях, изложенных как ребус в постмодернистском стиле. В.М. Диффинэ- Кристи общается со зрителем, разворачивая и сгущая время… Выставка – пожалуй, как и биография художницы, - о терпеливом, обязательно живом заглядывании в тот край, где преходящее бессильно. Об удающемся – даже во плоти - визите в настоящую вечность.
Илья Пономарёв выпускник ОЦ «Сириус», историк искусства (Санкт-Петербург)
|
|
|
|
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
25.06.2024
РАСПОРЯЖЕНИЕ о передаче показаний счетчиковЧитать или Скачать
ПОРТФОЛИО для вступающих в ТЖ художниковСкачать
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 12.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00
Выставочный план Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 2024 год
(1-ая Тверская–Ямская, 20)
25.12.2023г - 13.01.2024 г – Рождественская выставка
15.01 – 27.01.24г – персональная выставка Стеняевой О.Ю.
29.01 – 10.02.24г – персональная выставка Помелова Ф.В.
12.02 – 24.02.24г – персональная вставка Ткаченко И.П.
26.02 – 09.03.24г – групповая выставка: Атоян , Балаян, Ованесов, Сафарян, Таждинов.
11.03 – 23.03.24г – выставка творческого наследия Затуловской Р.С., к 100-летию со дня рождения
25.03 – 06.04.24г – «Портрет». Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Кураторы выставки: Иванов А.Н., Стекольщиков А.В., Лотова В.
08.04 – 20.04.24г – персональная выставка Окиташвили В.Ш.
22.04 – 04.05.24г - персональная выставка Стрелкова Д.П.
06.05 -18.05.24г – выставка творческого наследия Толстого О.В.
20.05 – 01.06.24г – персональная выставка Рыбниковой О.Н.
03.06 – 15.06.24г – персональная выставка Моисеева Е.И.
17.06 – 29.06.24г- выставка Фролова П.С. и творческого наследия семьи: Фролова Л.П., Толкач П.Н., Шибанова Е.П.
01.07 – 24.08.24г – Летняя выставка. Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Куратор выставки Грошев П.И.
26.08 – 14.09.24г – выставка ко Дню города. Кураторы выставки: Попков Ю.Н., Андрианов А.В.
РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать
СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%.
Выполняем работы любой сложности.
Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20
Галерея живописного искусства, 0-й этаж.
Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников.
Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями.
тел.: 8 906 732 24 18.
Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны»
Смотреть
ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:
"Мир детства". ЦДХ
"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20
"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11
Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20
Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20
ВИДЕОСЮЖЕТЫ:
Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012
Видеорепортажи с наших выставок
СТАТЬИ:
Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...
Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 300 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.
Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...
Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников,
Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)
Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25
06.11.2024
"Естество обнажения" // Москва
Персональная выставка живописи Виктора Полякова пройдет в Центральном дома архитектора с 6 ноября по 30 декабря 2024 г. Тема обнаженной натуры занимает заметное
далее
16.10.2024
Диффинэ-Кристи Валентина Михайловна // Каталог
Родилась в Москве в 1910 году. 1937 - Окончила Московское художественное училище «Памяти 1905 года». 1946 - Окончила Московский художественный институт им. Сурикова
далее
|
ОПРОС |
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
|
ПОДПИСКА |
Ваш e-mail:
|
ССЫЛКИ |
|