|
Выставка Валентины Диффинэ-Кристи в Рязани. Статья Нины Павловой Выставка Валентины Диффинэ-Кристи в Рязани
(июнь-август 2014 года)
Картины В.М. Диффинэ-Кристи (1918–2010) удивительно органично вписываются в пространство Рязанского художественного музея, не споря с классическими произведениями основной экспозиции, но и не теряясь на их фоне. Внимательный посетитель скорее заметит в них перекличку с тем, что выставлено в музейных залах русского искусства первой половины XX века, продолжение влиятельной линии, идущей от К.А. Коровина и членов Союза русских художников через отечественных сезаннистов к богатой именами московской живописной школе прошлого столетия.
Традиционные по содержанию пейзажи, портреты, натюрморты Диффинэ-Кристи неповторимы по пластике. Художница работала раздельным мазком и обходилась без контуров; обозначающие предметы цветовые пятна у неё как бы пульсируют, сгущаясь к центру и ослабевая к краям. Будь взаимопроникновение форм в полотнах произвольным, изображение превратилось бы в хаос, «удержать» их в незримых границах Диффинэ-Кристи позволяет точная сверка с натурой. Притом внутренняя структура её работ выстраивается не столько контрастами темного и светлого, сколько отношениями теплого и холодного, что требует особенно изощренного видения.
Выставка создает образ Диффинэ-Кристи как мастера полностью во власти своего дара. Любое её зрительное впечатление представляется во много раз более интенсивным, чем у простого человека, ведь каждый фрагмент реальности в трактовке художницы – невероятно сложное, богатое по сочетаниям единство подвижных частиц воздуха и материи. Отсюда, вероятно, кажущийся странным набор тем: рядом с лирическими пейзажами, натюрмортами – портреты рабочих (в 1950–1970-е годы Диффинэ-Кристи входила в творческую группу, писавшую на московском заводе им. Владимира Ильича). Фрезеровщики, слесари, электрики запечатлены в узнаваемой зыбкой манере и без всякого идеологического подтекста. Очевидно, что их фигуры и лица не более (но и не менее), чем элемент того грандиозного образно-пластического события, каким был для Диффинэ-Кристи весь окружающий мир.
Её «производственные портреты», да и вся по-житейски трудная, но обошедшаяся без гонений творческая судьба – пример художественной свободы в условиях несвободной эпохи и свидетельство многоликости тогдашнего искусства, не сводимого к противостоянию соцреализма и андеграунда.
Для авторов, которые начали самостоятельный путь в конце 1940-х – первой половине 1950-х годов, глухую пору, много значило личное общение с мастерами старшего поколения. Живописная культура Диффинэ-Кристи основана на ученичестве у прекрасных художников. Среди её педагогов в Московском училище памяти 1905 года был А.Н. Чирков, яркий представитель объединения «Бытие»; в Московском художественном институте им. Сурикова она занималась у И.И. Чекмазова и В.В. Фаворской. Серьезное влияние на неё также оказал рано умерший муж Е.В. Диффинэ, последователь коровинского импрессионизма. Все воздействия получили в творчестве Диффинэ-Кристи оригинальную переплавку, соединившись со свойственной ей тончайшей (хочется сказать – женской) цветовой интуицией.
Цельное, по большому счету, явление, живопись художницы, однако, не могла не меняться с 1950-х до начала 1990-х годов. Внешним факторам здесь принадлежит меньшее место, хотя в ряде произведений Диффинэ-Кристи 1960-х годов можно усмотреть актуальные для искусства того времени упрощение и декоративизм («Игра на балалайке», 1964). Решающее значение имела внутренняя логика творчества, которая, во многом повторяя на уровне индивидуальной художнической биографии исторический образец – эволюцию импрессионизма как направления, подвела Диффинэ-Кристи к окончательному развеществлению предмета, победе воздуха, сделав её поздние полотна почти абстрактными.
Между тем, ранние произведения Диффинэ-Кристи отличаются плотной, материальной живописью, горячими, густыми красками («Дедушка-абхазец», 1959; «На Кавказе», 1959). Запоминается холст «Рабочая» 1955 года. Фигура тут погружена в изумительно красивую цветовую среду, постепенно переходящую от сумрака синевато-серых оттенков внизу к расплавленным лимонным и розовым у верхнего края композиции. В спокойном движении героини, смуглом лице, еще не пропадающем в вихре мазков, как будет у Диффинэ-Кристи потом, есть почти классическое благородство.
Со временем палитра художницы высветляется и холодеет; живописная ткань произведений становится легче, разреживается. К 1970-м годам относится ряд пейзажей Кускова, очень светлых по настроению и колориту. Фарфоровая белизна грунта сквозит через прозрачные потеки краски и между её рельефными, перламутрово поблескивающими мазками. В чистоте, даже наивности образов этих работ есть что-то от андерсеновской сказки. Можно, думается, говорить об определенном их автопортретном наполнении, ведь отражение реальных кусковских видов очевидно опосредуется мечтой художницы о гармоничном мире («Пруд. Кусково», 1973; «Весна. Кусково. Голубое», 1973).
Впрочем, далеко не все произведения Диффинэ-Кристи зрелого периода так безмятежны. В некоторых из них сохраняется отзвук драматизма её полотен 1950-х годов, пусть иначе теперь реализуемого. «Портрет. Костя» 1979 года демонстрирует выразительные возможности фактуры: наш глаз сначала не различает лицо модели, по цвету и тону оно почти сливается с фоном; не сразу выступают лоб, нос, скулы, борода, во много слоев вылепленные мелкими красочными мазками. Та затрудненность, с которой беспорядочные пятнышки цвета сближаются, концентрируются, намечая черты лица и, наконец, позволяя ему проявиться, воспринимается как усилие автора постичь изображенного человека.
Подобные холсты обнаруживают в живописи Диффинэ-Кристи нечто большее, чем просто талантливые формальные упражнения. Странная тревожная нота звучит в «Портрете с куклой» (1980-е). Заданная малым расхождением цветов по теплохолодности и потому не сразу осознаваемая, она определяет образ и исподволь заставляет искать ему поддержку на уровне содержания. Особый смысл приобретает соседство в портрете живого и искусственного, на лице женщины вдруг становится различимой горестная гримаса.
В последних произведениях характерная для произведений Диффинэ-Кристи насыщенность духовным началом выражается крайне своеобычно. Теперь это начало целиком совпадает со световоздушным потоком, который поглощает предметы, дробит и размывает цвет, знаменуя отказ автора от изобразительности. Холст «В Гурзуфе» 1992 года представляет, как следует из названия, конкретное место, но кажется возникшим в результате некоего мистического опыта. В центре композиции, белым по белому, мерцает и переливается радужными искрами то ли сверкающая вода, то ли прозрачное пламя, то ли скопление звезд. Старая художница словно подает зрителю таинственный знак перед своим уходом.
Выставка работ Диффинэ-Кристи объехала почти полтора десятка российских городов. Вряд ли устроители этого не имеющего государственной поддержки частного проекта снискали коммерческий успех, в то же время культурно-просветительную сторону их дела трудно переоценить. Провинциальные музеи также внесли свою лепту, обеспечив произведениям Диффинэ-Кристи достойный серьезного искусства музейный показ. Благодаря совместным усилиям наследие художницы не пропало, не забылось, нашло своего зрителя.
Нина Павлова, старший научный сотрудник Рязанского государственного областного художественного музея им. И.П. Пожалостина
|
|
|
|
|
НОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ |
25.06.2024
РАСПОРЯЖЕНИЕ о передаче показаний счетчиковЧитать или Скачать
ПОРТФОЛИО для вступающих в ТЖ художниковСкачать
Часы работы Выставочного зала и галереи на Тверской-Ямской, 20:
пн - пт. С 12.00 до 19.00
сб -вс с 10.00 до 17.00
Выставочный план Галереи живописного искусства ТЖ МСХ на 2024 год
(1-ая Тверская–Ямская, 20)
25.12.2023г - 13.01.2024 г – Рождественская выставка
15.01 – 27.01.24г – персональная выставка Стеняевой О.Ю.
29.01 – 10.02.24г – персональная выставка Помелова Ф.В.
12.02 – 24.02.24г – персональная вставка Ткаченко И.П.
26.02 – 09.03.24г – групповая выставка: Атоян , Балаян, Ованесов, Сафарян, Таждинов.
11.03 – 23.03.24г – выставка творческого наследия Затуловской Р.С., к 100-летию со дня рождения
25.03 – 06.04.24г – «Портрет». Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Кураторы выставки: Иванов А.Н., Стекольщиков А.В., Лотова В.
08.04 – 20.04.24г – персональная выставка Окиташвили В.Ш.
22.04 – 04.05.24г - персональная выставка Стрелкова Д.П.
06.05 -18.05.24г – выставка творческого наследия Толстого О.В.
20.05 – 01.06.24г – персональная выставка Рыбниковой О.Н.
03.06 – 15.06.24г – персональная выставка Моисеева Е.И.
17.06 – 29.06.24г- выставка Фролова П.С. и творческого наследия семьи: Фролова Л.П., Толкач П.Н., Шибанова Е.П.
01.07 – 24.08.24г – Летняя выставка. Секционная выставка членов ТЖ МСХ. Куратор выставки Грошев П.И.
26.08 – 14.09.24г – выставка ко Дню города. Кураторы выставки: Попков Ю.Н., Андрианов А.В.
РЕКВИЗИТЫ для оплаты членских взносов и платы за мастерскиеЧитать
СКИДКА НА ОФОРМЛЕНИЕ В БАГЕТ 20%.
Выполняем работы любой сложности.
Ждем Вас в салоне, по адресу: ул. 1-я Тверская-Ямская, 20
Галерея живописного искусства, 0-й этаж.
Скидка действует при предъявление Членского билета Московского союза художников.
Скидка не суммируется с другими скидками, программами и акциями.
тел.: 8 906 732 24 18.
Слайд-шоу «Московские художники - ветераны войны»
Смотреть
ИЗБРАННЫЕ ПРОЕКТЫ В 3D:
"Мир детства". ЦДХ
"Святые и художники". Кузнецкий мост, 20
"Спорт в искусстве". Кузнецкий мост, 11
Андрей Горский "Раздумья о России". Тверская-Ямская, 20
Яна Поклад "Бабье лето. Живопись". Тверская-Ямская, 20
ВИДЕОСЮЖЕТЫ:
Фильмы Сергея Смирнова о выставках и о художниках на Youtube
Видеосюжет о мастер-классе Ольги Рыбниковой в Переславле-Залесском в октябре 2012
Видеорепортажи с наших выставок
СТАТЬИ:
Статьи об искусстве профессора МГХИ им Сурикова С.А. Гавриляченко Читать...
Газеты "Новости МСХ" Читайте на сайте МСХ...
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Все члены Товарищества обязаны платить взносы в размере 300 рублей в год. Взносы принимают в Галерее живописного искусства, по адресу: 1-я Тверская-Ямская, 20 с 12.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья.
Об оформлении права безвозмездного пользования на помещения индивидуальных творческих студий (мастерских). Распоряжение Департамента имущества города Москвы от 2 февраля 2010 г. № 275-р Читать далее...
Для того, чтобы стать членом Товарищества Живописцев Московского Союза Художников,
Вам необходимо подать документы на вступление в Московский союз художников, а точнее в отдел кадров МСХ, который располагается по адресу: Москва, Старосадский переулок, д.5. Проезд до станции Китай-город. Информацию о перечне документов и правилах вступления в Союз Художников можно получить по телефону: +7 (495) 628 51 88 (Отдел кадров МСХ)
Издательство Живопись-Инфо приглашает к участию в альбоме «Энциклопедия живописцев 6».1-ая Тверская-Ямская д. 20, метро "Маяковская" или "Белорусская",тел. +7 (495)250-51-25
06.11.2024
"Естество обнажения" // Москва
Персональная выставка живописи Виктора Полякова пройдет в Центральном дома архитектора с 6 ноября по 30 декабря 2024 г. Тема обнаженной натуры занимает заметное
далее
16.10.2024
Диффинэ-Кристи Валентина Михайловна // Каталог
Родилась в Москве в 1910 году. 1937 - Окончила Московское художественное училище «Памяти 1905 года». 1946 - Окончила Московский художественный институт им. Сурикова
далее
|
ОПРОС |
Сколько картин должно быть представлено в виртуальной галерее каждого художника?
|
ПОДПИСКА |
Ваш e-mail:
|
ССЫЛКИ |
|